Экономика Новый год  Гороскопы

Яблочный спас. Детям о празднике яблочный спас Яблочный спас как был одет герой произведения

«Утро клубилось молодыми августовскими туманами…» - так начинается рассказ Евгения Носова «Яблочный Спас». Праздник Преображения Господня. В этот день проходит богослужение. Поэтому «колокол… бойко названивал, созывая людей. Они протискивались к священнику, развертывали перед ним авоськи и узелки с яблоками». На душе тихо, спокойно, светло и радостно. Веяло яблоками. Вот и захотелось купить «веселого бодрящего товара, при одном виде которого молодеет и радуется душа». Скушаешь священное яблоко - и Бог даст тебе возможность перемениться, преобразиться, стать лучше, спасти свою душу.

Среди множества торговок у церковной паперти привлекла внимание автора маленькая щуплая бабулька, неподвижно и отрешенно сидевшая рядом с ведерком совсем неприглядных яблок. Евдокия Лукьяновна Кузина. Именно её выбрал писатель, обойдя молодых нарядных, бодрых женщин и купил у неё незавидный товар. До боли пронзает каждое слово этой бабули, обращенное к случайному покупателю: «На свечку дашь, так и на том спаси тя Господь… Будя… Душа малостью живет, у нее своя пища… Ежли мать свою помнишь, добавь и на хлебушко…». В этих словах - весь характер бабы Пули, ее достоинство, долготерпение, искренность, доброта. Чтобыдобытьнемногоденег,вынужденаона продаватьяблочки - падалицу, которыенаврядликтокупит, ноонанадеется. Потом автор пойдёт к ее дому, чтобы купить еще яблок. И узнает историю ее жизни. А жизнь была очень тяжелой. Постепенно перед нами раскрывается её судьба, полная горьких испытаний и лишений.

Носов Е. И. Яблочный Спас : рассказы / Евгений Носов; [предисл. В. Курбатова; худож. С. Элоян]. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2006. - 540, с.: ил.

Главная героиня рассказа в годы войны была снайпером. Когда началась война, она, обычная деревенская девчонка пошла на фронт, стала снайпером и воевала наравне с мужчинами.
Вот так она рассказывает о тяжёлых фронтовых буднях снайпера и о страшном ранении, которое изувечило её ухо:

« – Это меня ихний снайпер. Не стала слышать. Звоны в голове…

– И что же ты высматривала?

А все, что шевельнется. Но больше огневые точки, анбразуры… Застрочит пулемёт – сразу бьёшь по вспышке… Ну, да самой страшно, а руки делают… И весь остатный день в голове: попала – не попала? Попала, и всё! Хоть сама не видела. Радоваться б удаче, как бывало, радовались на стрельбище, а радости нету. Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок дерет, от людей воротит… Наверно, бабу нельзя этому обучать. Ее нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдет, а у которой душа так и останется комком… Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясет до самых пяток, будто озябла я. Не своими пальцами кручу махорку, курю в рукав, покамест колотье не уймется…

Лежишь в болоте, от комарья продыху нет. Под носом у немца чесаться, отмахиваться не станешь, лежи, терпи, иначе засекут – подстрелят. Или минами закидают… Вернешься из потайки – морда, что бычий пузырь, налитая, собственной кровью измазанная… А назавтра чуть свет – опять в наряд…

– А много ли у тебя медалей?

– Да вот Симка – главная моя медаль. А на другие вроде бы посылали, да что-то не дошли. Все зависит от начальства: как ты с ним увязана, такие твои и зарубки, такие и медали…»

Простой, незатейливый сюжет этого рассказа нельзячитать без волнения. Не привезла баба Пуля, как называли её в деревне, наград с фронта, только дочь Симку. А любимого человека убило прямым попаданием бомбы. Остался от него лишь один только сапог, который она хранит в сундуке. «Достану когда, поплачу, поразговариваю» - признаётся гостю баба Пуля.

Поражает удивительная силаи стойкость этого человека. «Что было, то было», – просто скажет она. И в ответевопрос, почему она не дошла до Германии, она застенчиво, будто извиняясь говорит: «Не сдюжила я… Дошла токмо до Литвы не то до Латвии. Помню разве городок, где стояли. Я, стало быть, Лукьяновна, а город – Лукияны. Через то и запомнился».

Скромность, смирение, терпение – главные качества характера Евдокии Лукьяновны. Тяжело было ей растить одной дочь, но она мужественно переносит все невзгоды послевоенной поры… Повзрослевшая дочь уехала в город, стала бухгалтером. Но жизнь её неудачно сложилась, вернулась к матери за помощью: растратилась на работе. Вот и пришлось Евдокии Лукьяновне продать дом. А жертва оказалась напрасной: Симувсеравноосудили, ионапогиблавлагере. И опять думала эта славная женщина не о себе. Так осталась Лукьяновна одна, в доме без крыши, в уцелевшей от пожара кухоньке вместе с таким же одиноким и брошенным кем-то котом, никому не нужная, никем не понимаемая.

РассказНосова - это обращение ко всем нам: нельзя быть равнодушным, проходить мимо беды, горя, людей, нуждающихся в помощи. Нужно видеть эту боль, ведь и добрым словом можно обогреть человека.



Носов Евгений Иванович. 1925 - 2002


Евгений Иванович Носов – известный писатель, участник Великой Отечественной войны. Это один из талантливых писателей нашего времени, гуманист и романтик по складу характера и отношению к жизни. Всё творчество Е.И. Носова - большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой. А в основе его творчества - его большая жизнь, о которой он очень сдержанно и кратко пишет в автобиографии.

Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачёво раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска, высоко вознесшегося своими холмами и соборами. Курск знаменит еще с давних веков. «А мои куряне - хоробрые воины, - говаривал Всеволод своему брату князю Игорю в эпической поэме «Слово о полку Игореве» - под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены». Далее по реке Сейм стоят древние города-содруги Рыльск и Путивль. Все они старше Москвы и рублены еще Киевской Русью.

А из другого деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература - главная стезя моей жизни.

За исключением Октябрьской революции, гражданской войны и первых послевоенных лет разрухи, на моих глазах проходили все остальные этапы нашей истории. Детство всегда впечатлительно, и я до сих пор отчетливо помню, как в Толмачёво нагрянула коллективизация, как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и как всё ходил и ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в стойло к лошади, которую вскоре все-таки отвел на общее подворье вместе с телегой и упряжью. На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиноремонтный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала ситопробойщицей, и я ее помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести «Не имей десять рублей...», а также в рассказах «Мост» и «Дом за триумфальной аркой».

Жилось тогда трудно, особенно в 1932-1933 годах, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя придорожными калачиками, едва завязавшимися яблоками, цветками акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре. В 1932 году я пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.

А между тем, исподволь подкрадывалась вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи.

На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками - кто кого... Или ты его, или, если промазал, он - тебя... Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.

К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия я ходил в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной - ведь я был старше многих из них на целую войну.

Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. В 1975 году за книгу «Шумит луговая овсяница» удостоен Государственной премии имени Горького, за рассказы последних лет - премии имени Шолохова. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.

Цели урока:

  • обучать учащихся анализу произведений в единстве формы и содержания
  • развивать навыки исследовательской работы, умение вести диалог, строить рассуждение, умело аргументировать его
  • развивать литературоведческие знания учащихся
  • заинтересовать учащихся чтением произведений Е.Носова
  • воспитывать у ребят чувство уважения к людям старшего поколения, к участникам Великой Отечественной войны

І. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Это урок – исследование, результат вашей многодневной работы. Тема урока “Мужество выживать и оставаться людьми” (по рассказу Е.Носова “Яблочный Спас”)

(Слайд №1)

Урок завершающий. Вами проведена большая предварительная работа: все учащиеся прочитали несколько рассказов этого писателя, анализировали эпизоды в единстве формы и содержания, изучали исторический материал.

Сегодня же вам предстоит показать филологический анализ рассказа “Яблочный Спас”. Это очень трудный вид работы. Сложность и в том, что творческие группы должны были разработать слайды, подтверждающие наглядно ваши исследования. В работе принимали участие все ученики класса, но отчитываться будет один представитель творческой группы. Остальные же ученики в конце урока составят небольшую рецензию на выступление своих товарищей.

II. Несколько слов об авторе. Сообщение учащихся (Слайд №2)

– Чтобы выполнить свою основную задачу, донести до читателя главную мысль, автор отбирает картины, выстраивает материал в определенной последовательности, то есть производит монтаж своего произведения. Композиция направляет восприятие читателя и как бы предлагает ему ключи к пониманию произведения.

– Рассмотрим композиционное построение рассказа Е.Носова “Яблочный Спас”.

III. Исследовательские работы учащихся

Сообщение учащихся 1 группы (Слайд №3)

В основе рассказа “Яблочный Спас” лежит, на первый взгляд, случай, как повествователь, проезжая по сельцу “Малые Ухнали”, купил в Спасов день ведерко яблок и познакомился с главной героиней Евдокией Лукьяновной. В рассказе заключено еще два рассказа.

Первый рассказ. Повествование о порушенной деревне и судьбе героини. Завязка рассказа – разрушенный мост через реку. Развитие действия – судьба Лукьяновны: приезд Серафимы, продажа дома, пожар, смерть дочери. Развязка – полное одиночество героини.

Второй рассказ. Прошлое бабы Пули. В части дома, где негде ноги поставить, все аккуратно прибрано, военная фотография на стене, которую хозяйка уже не видит. Это завязка рассказа. Казань. Фронт. Ранение. Оснащение армий наших и немцев. Драматическая история женщины-снайпера. Это развитие действия. Развязка – полное одиночество героини.

– Следующим этапом нашего урока будет работа над портретной характеристикой главной героини, так как портрет дает нам возможность представить, увидеть изображаемого человека и служит средством авторского отношения к нему.

– На какие детали внешности героини обращает внимание автор?

Сообщение учащихся 2 группы (Слайд №4)

“…маленькая щупленькая бабулька… серый прорезиненный плащик. Насунутый серый козий платок застилал ее лицо, оставляя видными лишь кончик острого носа и жесткий, будто из пемзы, серый подбородок. Всей этой серостью, угловатостью и отрешенной недвижностью она напоминала мне болотную птицу выпь, терпеливо поджидавшую свою случайную поживу”. Дома казенного вида в сером халатике стала похожа не на выпь, а на серенькую птаху. “Измятое временем лицо” степлилось “слабой улыбкой”. “По ее изрытому лбу пролегла поперечина, обремененная раздумьем”. “Под откинутой прядью я с содроганием увидел багровые ломотья уха”. Багровый цвет ломотьев уха приводит повествователя в содрогание. Не он ли начало серости, нищенского вида женщины?

Обращаем внимание на детали, на которых печать серого цвета. Перед нами существо, обескровленное жизнью, потерявшее силу.

“Глаза – зеркало души”. Но душа не может быть выражена через глаза, потому что это лишь “красноватые прищёлки, заполненные влагой”.

Не можем не обратить внимание на руки героини. Дрожащая от тика ладошка. “Показала два скрюченных пальца”. “Ее правая кисть мелко подрагивала, и она бережно, как ушибленную, оглаживала ее левой ладонью”.

“Она останавливалась, часто дыша, хватая воздух распахнутым ртом”. “Поскондыбала на ту сторону”. Говорила “задышливо”. Все эти описания заставляют читателя чувствовать пронзительную боль за потерявшего естественное очертание человека.

– Итак, рассмотрев портрет Евдокии Лукьяновны, мы ясно представили героиню, в этом помогли нам характерные детали ее внешности, повторы, которые использует автор, цветовые прилагательные. Свое сочувствие к героине автор передал и читателю.

– Теперь с помощью диалогов попытаемся выявить характер бабы Пули, больше узнать о ее жизни.

Сообщение учащихся 3 группы (Слайд №5)

Диалог – важнейшее художественное средство выявления характера героини. Он обретает динамичную форму ответов на вопросы повествователя, часто переходит в монолог героини о том, что не теряет остроты с годами и долго живет в памяти.

Ежедневный воинский подвиг до сих пор не осознан ею – считается делом обыденным и очень незначительным. Рассказывает Лукьяновна без всякого пафоса о тяжёлых фронтовых буднях, о ежедневной работе снайпера, о страшном ранении. Вот примеры скупых слов героини:

– Это меня ихний снайпер. Не стала слышать. Звоны в голове…

– И что же ты высматривала?

А все, что шевелится. Но больше огневые точки, анбразуры. Попала… Радоваться б удаче… Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок рот не дерет, от людей воротит… Наверно, бабу нельзя этому обучать. Ее нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдет, а у которой душа так и останется комком… Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясет до самых пяток, будто озябла я. Не своими пальцами кручу махорку, курю в рукав, покамест колотье не уймется.

Лежишь в болоте, от комарья продыху нет. Под носом у немца чесаться, отмахиваться не станешь, лежи, терпи, иначе засекут – подстрелят. Или минами закидают… Вернешься из потайки – морда, что бычий пузырь, налитая, собственной кровью измазанная… А назавтра чуть свет – опять в наряд…

– А много ли у тебя медалей?

– Да вот Симка – главная моя медаль. А на другие вроде бы посылали, да что-то не дошли. Все зависит от начальства: как ты с ним увязана, такие твои и зарубки, такие и медали.

Итак, льется образная крестьянская речь, передающая предел человеческого напряжения в муках, страданиях при выполнении долга в борьбе с врагом, превосходящим сытостью, оснащением.

Героизм Лукьяновны – не разовое свершение яркого и значительного подвига, а самопожертвование каждодневное, героизм, которого она так и не осознала… “Что было, то было ”, – просто скажет она. В этом, вероятно, ее удивительная сила, сила русской души и фундамент Победы. А сознание того, что враг превосходил в силе, рождало еще большую отвагу сопротивления, которое было в этой молоденькой девушке.

На вопрос повествователя, почему она не дошла до Германии, идет насыщенная монологическая речь, застенчивая, будто извинительная: “Не сдюжила я… Дошла токмо до Литвы не то до Латвии. Помню городок, где стояли. Я, стало быть, Лукьяновна, а город – Лукияны. Через то и запомнила”.

– В чем же не “сдюжила” Евдокия Лукьяновна? Что помешало ей?

Рассмотрим поступки главной героини. Именно по ним судят о человеке.

Сообщение учащихся 4 группы (Слайд №6)

Первый осознанный поступок во спасение девичьей чести. “Девке трудно сохраниться на войне. Всяк вокруг тебя трется. Дак и я была молодая, тоже хотелось верить... Отмахивалась, отмахивалась да и выбрала себе охранщика, чтоб хоть остальные б не липли…”

Этот ее вынужденный, но выбор повлек за собою другой поступок, который не успела осознать – он вывел ее из нормального физического состояния: “не сдюжила”, “сердце спотыкнулось”.

Два солдата и сержант Феликс просят ее “достать” из винтовки немца, застрявшего на середине болота. Она смотрит на него в бинокль. “Гляжу: весь заляпан ряской, должно, пулями напорскало. Сперва показалось, будто тина на голове, а это бинты позеленелые. Грязная тряпка застила ему один глаз, другой выжидаючи уставился на меня… Такой это был страшный зрак из глубины черепа! А что я ему могу дать окромя пули! Губами шевелит… А губы вровень с водой, и слов у него не получается, а вылупляются одни токмо пузыри. … И тут меня вымутило. Видно, подошел мой край; вот как по этим черепам настрелялась! Бросила бинокль, зажала рот и кинулась в кусты… Что было – ничего не помню. Речь ее очень эмоциональна, будто говорит она о только что прошедших событиях. Лексика характеризует душевное потрясение, не выдержала “страшного взгляда” гибнущего и без того обреченного на смерть. Ее эмоциональная речь свидетельствует о том, что эхо войны досих пор раздается в ее душе нестихающей болью.

Ее охранщика разнесло бомбой, а снайперку, уже вдову и будущую мать, отправляют на самовыживание в родную деревню.

Вот и все, что взамен опаленной души и сломанной судьбы получила Евдокия Лукьяновна.

Лукьяновна – дитя XX века, века кровавых катаклизмов, где жизнь человека потеряла ценность. Менялись идеологические эпохи, в кровавых схватках шли истребительные войны. Деревня, разрушенная насильственной коллективизацией, добита окончательно войной и послевоенными экспериментами над ней власти.

– Так что же ждало героиню рассказа на родине, в своем родном селе?

Сообщение учащихся 5 группы (Слайд №7)

Село Малые Ухнали тоже в разорении. Эхо трагических перемен и война меняли ее былой вид и внутреннее содержание. Деревня так же брошена властью на самовыживание, как и Лукьяновна. О том и ее рассказ, как сгорел дом, потому что пожарная машина шла объездом, потому что вместо моста через реку повесили “люльку”, по которой опасно ходить.

Надежды на будущее у ветерана нет. Дом поправить нельзя: “капиталу” нет, “пенсия с гулькин носок”, власть помочь не может, потому что “в Ухналях нетути никакой власти”. Надломленная с юности, она с великим терпением и кротостью переносит новые и новые удары судьбы, по доброте и необходимости лишаясь родительского наследия: дома, яблоней, которые пошли на дрова. “…А ни угля, ни дров… Обещали, обещали…”

Не удалось ей стать поваром, получить образование. Стала инвалидом, пришла к ней ранняя старость и горькое одиночество. Не было и романтики в любви.

(Слайд №8)

Тяжкие дороги войны Лукьяновны связаны с картинами природы, несущими страх, беды, смерть. Вот как она вспоминает эти чужие места: “Места там глухие, безлюдные болота. Вода торфяная, в пузырях, все что-то булькает, чавкает, вздыхает. По кочкам курослепы в человеческий рост, камыши наравне с ольхами, сизый мох бородами на стволах висит. Дерева душит…Ступить некуда”. Вокруг воронье каркает. Трупы повсплывали. Смердят. От вони с души воротит.

Удивительно зоркое наблюдение, снайперское. Все таинственное и живое, угрожающее встает перед его взором. Все глаголы употреблены в настоящем времени. Формы и звуки зловещие, запах смердящий будто и сейчас захватывает ее воображение, ужас не отпускает и за давностью лет. Одинокие маршруты, выполняя задания, она ежедневно совершает в обнимку со смертью. Такой багаж памяти не мог ей приносить радости. Как и вся ее неустроенная жизнь

Е.И.Носов создал образ молоденькой Дуси, верной воинскому долгу, свершавшей повседневный подвиг в голоде, в грязи, в крови.

– Мы видим, как вживается ее душа во все, что заложено временем XX века. Терпеливо и беззлобно “малым живет ее душа”. Но “птаха” эта “подстреленная” носит в себе ощущение, как “обламывается душа”, как осталась она “комком”. Ослепшая, оглохшая, превратившаяся в “плащ на кривулистых ходулях”, лишенная имени, а без имени нет человека.

– Рассмотрим, как речь Лукьяновны отражает историю ее жизни.

Сообщение учащихся 7 группы (Слайд №9)

Повествование ведется от имени рассказчика – автора и его героини бабы Пули, Лукьяновны.

Речь бабы Пули отражает разговорно-народную стихию разных эпох: дореволюционно – русскую, военную, советскую. Она родом со старой Руси, потому в углу ее “каморы”, “за лампадкой, темная иконка Смоленской Одигитрии”. Православная культура наложила свой отпечаток на речь. “На свечку дашь, дак и на том – спаси тя Господь”. “Господи Иисусе…– перекрестилась она. “Душа малостью живет. У нее своя пища”. “Я тя умою, голубь”. Ее речь насыщена метафорами, сравнениями крестьянского обихода, что органично живут в ней: “Ну дак совсем сыроежки зеленые”. “Это у меня в голове пташки чирикают”

В каждой ее короткой фразе образная картина, слово наполнено глубоким содержанием. На ее речи отразилась и военная эпоха. Лексика войны вошла в оборот. Но душой не принята. Искажение слов вызывает к ней сочувствие. На таком положении и новые слова эпохи: “анбразуры”, “струмент”, “хвершал”, “булгактер”.

Не ее это стихия, в новом времени она человек чужой, одинокий, забытый, лишенный общения с людьми.

Звучат в ее речи старорусские слова, разговорные, просторечные, диалектные, соответствующие ее образу мышления и среде ее обитания. “А ить был же тут мосток, ан весь разворовали”. “Дошла токмо до Литвы”.

Такое смешение лексических пластов отражает историю жизни Лукьяновны и местный колорит населения, его речи.

(Слайд №10)

– Повествование ведется не только от имени бабы Пули, но и от имени автора. Он предстает перед читателем по тому, как он относится к своей героине, к прошлому и настоящему, к природе и человеку. Его видение особое, с высоты прозрения он все фиксирует всевидящим оком. Его выбор самой “серенькой бабульки”, с самыми невзрачными яблоками – не что иное, как прозрение и милосердие к “маленькому человеку”.

Сообщение учащихся 8 группы (Слайд №11, 1 часть)

Автор в Малых Ухналях не случайный проезжий. Он знает прошлое села, в котором до 1917 года промышляли “подковным ремеслом”. Позднее власть превратила сельский храм в свалку “бумажных кулей с химикатами, мела и гашеной извести”, “храмец – обезглавленный, с порослью березок на карнизе, весь в цементных помазках и пластырях”. Истребление православной культуры, как и осквернение Храма, вызывали в душе автора неугасающую боль многие годы.

Но сейчас у повествователя восторженное настроение. Оно передается читателю через пейзаж:

“Утро клубилось молодыми августовскими туманами, еще легкими, не виснущими на кустах и травах, а кисейно парящими поверх изб и свежих сенных стогов, полня собой все остальное небесное пространство, уже степленное незримым солнцем, отчего казалось, будто перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня. Под этот благовест, то отдаленный, то приглушенный туманом, то явственный, со всеми подробностями ликующих подголосков, было мне ново, необычно радостно колесить в моей старенькой “Ниве”.

“Из садов, уже созревших, обремененных плодами, вдруг опахнет волнами теплого яблочного ветра, ты неудержимо вдохнешь этот скопившийся за ночь пьянящий аромат с примесью душицы, полынки и еще чего-то волнующего и родного, потянешь в себя со всей жадностью, насколько позволят пуговицы на рубахе”. (Учащийся на фоне музыки читает отрывок наизусть)

Это возрождение утра, возрождение Христовой веры, возрождение души автора. Это естественное августовское преображение всего: из трав – сена, из птенцов – грачат, из жеребят – табунков, из цветов – яблок – было гармонией, итогом извечных свершений природы и человека.

“Грех было не догадаться, что в Малых Ухналях, как и во всей Святой Руси, начался Яблочный Спас”.

Общую гармонию со Спасом в Малых Ухналях явило собою богослужение в Храме. Это первые шаги возрождения Христовой церкви.

В душе героя все это отражается радостью, таинственным чувством обновления.

– В связи с чем изменилось его психологическое состояние?

Сообщение учащихся 9 группы (Слайд №11, 2часть)

“В предчувствии близкой осени скудно, устало доцветали оранжевые коготки, уже начавшие жухнуть и осыпаться блеклыми семенами. Меж коготков поднимались несколько кленовых прутиков, посаженных Лукьяновной, хоть бы чем-то сокрыть уродство ее жилья”.

Рассказ ее о фронтовых буднях привел его в смущение: “Смутился я таким поворотом нашей беседы”. Его психологическое состояние становится явно драматическим. Заросшая тропа к “каморе” героини изгоняет вовсе внутренний восторг автора, наводит щемящую тоску и на читателя. “ Шел я вниз и оглядывался: что-то не давало, мешало ровному ходу”…

Очевидно, это не только чувство сострадания, но и горечь собственного бессилия.

Итак, повествователь испытывает два прямо противоположных чувства. Сначала – радость, ликующий восторг до ощущения молодости, потом – сочувствие, смущение, бессилие.

– Прочитайте описание полёта нежной бабочки, пленившей автора по пути к дому героини. В чём смысл этого художественного образа? (Слайд №12)

Примерные ответы учащихся. Дополнение учителя.

“Над темной кофейной водой ломко промелькивала лимонно-желтая бабочка, невесть откуда и куда летевшая и невольно заставлявшая переживать, что не долетит при этом своем робком и неумелом полете или вот-вот схватит ее затаившийся под лозами большеротый голавль”.

На обратном пути будто ждала она его. “Опять мелькала ярко-желтая бабочка – наверняка уже другая, но мне казалось, будто она все еще та, утренняя, потерявшая что-то в поречнях ивняка…

Или она сама чья-то потерявшаяся душа?..”

Эта бабочка напоминает жизнь Лукьяновны, которая терпит постоянные страдания. Через страдания очищается ее душа.

Е.И.Носов создал образ женщины, сохранившей в себе нравственные ценности православия. Скромность, смирение, терпение – главные качества ее характера.

Лукьяновна находится среди людей разобщенных, утративших Христово милосердие. Но она сумела мужественно перенести все страдания, сумела выжить и остаться человеком.

– Какова же основная идея рассказа?

– Почему рассказ называется “Яблочный Спас”?

(Слайд №13)

Автор верит в преображение Святой Руси, потому что уже возрождаются нравственные ценности православия, возрождается Христова Вера, восстанавливается хозяйство страны. А если возродится Россия, возродятся и люди, ее населяющие.

Закончить основную часть урока мне хочется словами из Евангелия: “Да любите друг друга, как я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы мои ученики”.

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются - Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй - 19 августа, «на горе», и третий - 29 августа, «на полотне».

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых - райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки - не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия - например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю - то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа - чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд - белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта - начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.

Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» - встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас - ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков - и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих - чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь - то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.

Яблоки

По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони - наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% - в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день - и доктор не понадобится». А еще лучше - два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

Пришел Спас – яблочко припас .

Яблоки румяные с яблоньки сорви

И с корзинкой яблок церковь посети,

Там освятишь яблоки, испечешь пирог.

Будем мы со Спасом лето провожать,

Яблочками сочными деток угощать.

Все семейство в сборе, празднует поет,

Светлый Спас к нам в гости осень приведет.

19 августа один из самых значимых православных праздников – Преображение Господня, к которому приурочены многочисленные народные традиции. В народе этот праздник зовется Яблочным Спасом, его еще называют «первыми осенинами» или встречей осени.

В этот день угощали яблоками всех родных и близких, сирот и неимущих, поминали яблоками ушедших предков. Хозяйки пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье. В поле, с песнями провожали закат солнца, а с ним и лето.

По древнему церковному обычаю, созревшие яблоки, виноград, репу и прочие плоды приносили для освящения в церковь в знак благодарности Богу за полученные дары.

С Яблочным Спасом в народе связано множество традиций, примет и суеверий, благодаря которым наши предки решали бытовые вопросы и старались избежать неприятностей.

По народным приметам, Яблочный Спас предсказывал на то, какой будет погода в январе. Если день дождливый – то и зимой следует ждать осадков.

Люди верили, что если в Яблочный Спас на человека садится муха, то быть ему богатым.

Приметы на Яблочный Спас .

На Руси существовало поверье, что если в день Яблочного Спаса посидеть под раскидистым ветками цветущего яблоневого дерева, то к человеку обязательно вернется чувство спокойствия, умиротворения и здоровья.

До Второго Спаса яблок есть было нельзя. Поэтому, согласно народной примете, когда срываешь первое яблочко и надкусываешь его, то следует загадать заветное желание, и оно обязательно сбудется.

Яблочный Спас – народные поговорки:

    Кто на Спас нищего угостит урожаем, у того следующий год будет богатым.

    Кто до Второго Спаса ест яблоки, тому на том свете не дадут яблочка из райского сада.

    Кто не убрал хлеб до Спаса, у того не будет урожая.

    Яблочный Спас – бери рукавицы про запас.

Урожай приносит сад:

Яблоко и виноград.

Освящают их кропленьем

В чудный день Преображенья.

Угощаются плодами,

Веселясь, и млад, и стар.

В воздухе в саду и в храме

Яблочный разлит нектар.

День Спаса – не простой день. Сегодня каждый человек может загадать о своей судьбе желание, и оно исполнится, если съесть освященное яблоко.

По народным приметам Спас означает наступление осени. К этому дню обычно заканчивается жатва. «Пришел Спас – проходит лето мимо нас! Пришел Спас – готовь рукавички про запас!»


Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Все они посвящены Богу-Спасителю, имя которого происходит от слова «спасти». Он учил людей не совершать недостойных поступков, направлял на добрые дела.
19 августа, конец лета. Время, когда поспевают в садах яблоки. До этого дня не разрешалось срывать и есть яблоки, а в этот день все верующие, у кого есть сады, собирают яблоки в корзины и несут их на освящение в церковь. В яблочных областях устраивались столования. Перед церковью устанавливался длинный ряд столов с яблочными пирогами и ватрушками, яблочным квасом. Вся окрестность наполнялась ароматом свежих яблок.Этот праздник еще называют «Яблочным спасом».

А как отразилась эта тема в русской литературе? Давайте, друзья, вспомним…


Об этой поре есть замечательный рассказ лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина «Антоновские яблоки». Август, погожая осень, большой сад. Садовники-тархане наняли мужиков на сбор яблок, чтобы отправить их в ночь в город. Непременно в ночь, когда так славно лежать на возу и смотреть на звездное небо. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском, одно за другим. Никто не оборвет его: «Вали, ешь досыта..» Мальчишки в белых замашных рубашках, коротких порточках, с белыми раскрытыми головами идут покупать яблоки. Покупка-то на копейку, но покупателей много, торговля идет бойко, с шуточками, прибаутками. До вечера в саду толчется народ, слышится смех, говор, а иногда и топот, пляски. Все стихает только темной ночью. «Ядреная антоновка – к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит и хлеб уродится.Вот как описывает время Яблочного спаса Иван Бунин :
«Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, – непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение – никогда мещанин не оборвёт его, а ещё скажет:
– Вали, ешь досыта, – делать нечего! На сливанье все мёд пьют.
И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно».

Лучшим лакомством считал яблоки Н.С.Лесков . Начиная работу над книгой, он заранее заботился о запасе терпких, сочных плодов Анисов. И более всего любил эти яблоки в моченом виде. Ф.М.Достоевский так мастерски описал сорт папировки в «Бесах», что можно догадаться о его любимом сорте. Лев Толстой предпочитал антоновку. Не плод ли стоит перед глазами героя: ««Когда созрело яблоко и падает, — отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясёт его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина. Всё это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдёт, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав и так же не прав, как и тот ребёнок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом».

(Лев Толстой, «Война и мир» (Том III, Часть I, Глава I), 1869

Иван Шмелев «Яблочный Спас»

Завтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит: — Хорошо умеешь, — а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что ли, делается мне покойней, — небось, они тебя возьмут в училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь ? Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.
— Да нету же ничего... — говорю я, совсем расстроенный, — написано только, что святят яблоки!
— И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин. Вот ты им и скажи, и возьмут в училищу.
Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра. Горкин утром еще сказал:
— После обеда на Болото с тобой поедем за яблоками.
Такая радость. Отец — староста у Казанской, уже распорядился:
— Вот что, Горкин... Возьмешь на Болоте у Крапивкина яблок мер пять-шесть, для прихожан и ребятам нашим, «бели», что ли... да наблюдных, для освящения, покрасовитей, меру. Для причта еще меры две, почище каких. Протодьякону особо пошлем меру апортовых, покрупней он любит.
— Ондрей Максимыч земляк мне, на совесть даст. Ему и с Курска, и с Волги гонят. А чего для себя прикажете?
— Это я сам. Арбуз вот у него выбери на вырез, астраханский, сахарный.
— Орбузы у него... рассахарные всегда, с подтреском. Самому князю Долгорукову посылает! У него в лобазе золотой диплом висит на стенке под образом, каки орлы-те!.. На всю Москву гремит.
После обеда трясем грушовку. За хозяина — Горкин. Приказчик Василь-Василич, хоть у него и стройки, а полчасика выберет — прибежит. Допускают еще, из уважения, только старичка-лавочника Трифоныча. Плотников не пускают, но они забираются на доски и советуют, как трясти. В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, много подсолнухов по забору, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони — глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок, и вишни, совсем сквозные, залитые янтарным клеем. Горкин ведет к грушовке, сбрасывает картуз, жилетку, плюет в кулак.
— Погоди, стой... — говорит он, прикидывая глазом. — Я ее легким трясом, на первый сорт. Яблочко квелое у ней... ну, маненько подшибем — ничего, лучше сочком пойдет... а силой не берись!
Он прилаживается и встряхивает, легким трясом. Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов, и пронзительно едкий — от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, — от яблок. Ползают все, даже грузный Василь-Василич, у которого лопнула на спине жилетка, и видно розовую рубаху лодочкой; даже и толстый Трифоныч, весь в муке. Все берут в горсть и нюхают: ааа... грушовка!..

И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший... с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад... — до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, — все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко!.. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой... и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца... и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки...
— Да пускай, Панкратыч!.. — оттирает плечом Василь-Василич, засучив рукава рубахи, — ей-Богу, на стройку надоть!..
— Да постой, голова елова... — не пускает Горкин, — побьешь, дуролом, яблочки...
Встряхивает и Василь-Василич: словно налетает буря, шумит со свистом, — и сыплются дождем яблочки, по голове, на плечи. Орут плотники на досках: «эт-та вот тряхану-ул, Василь-Василич!» Трясет и Трифоныч, и опять Горкин, и еще раз Василь-Василич, которого давно кличут. Трясу и я, поднятый до пустых ветвей.
— Эх, бывало, у нас трясли... зальешься! — вздыхает Василь-Василич, застегивая на ходу жилетку, — да иду, черрт вас!..
— Черкается еще, елова голова... на таком деле... — строго говорит Горкин. — Эн еще где хоронится!.. — оглядывает он макушку. — Да не стрясешь... воробьям на розговины пойдет, последышек.
Мы сидим в замятой траве; пахнет последним летом, сухою горечью, яблочным свежим духом; блестят паутинки на крапиве, льются-дрожат на яблоньках. Кажется мне, что дрожат они от сухого треска кузнечиков.
— Осенние-то песни!.. — говорит Горкин грустно. — Прощай, лето. Подошли Спасы — готовь запасы. У нас ласточки, бывало, на отлете... Надо бы обязательно на Покров домой съездить... да чего там, нет никого.
Сколько уж говорил — и никогда не съездит: привык к месту.
— В Павлове у нас яблока... пятак мера! — говорит Трифоныч. — А яблоко-то какое... па-влов-ское!
Меры три собрали. Несут на шесте в корзине, продев в ушки. Выпрашивают плотники, выклянчивают мальчишки, прыгая на одной ноге:

Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость, крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках...

Крива-крива ручка,
Кто даст — тот князь,
Кто не даст — тот собачий глаз.
Собачий глаз! Собачий глаз!
Горкин отмахивается, лягается:
— Махонькие, что ли... Приходи завтра к Казанской — дам и пару.
Запрягают в полок Кривую. Ее держат из уважения, но на Болото и она дотащит. Встряхивает до кишок на ямках, и это такое удовольствие! С нами огромные корзины, одна в другой. Едем мимо Казанской, крестимся. Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке белой — Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским Рынком, Григория Неокессарийского. И везде крестимся. Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневички, бурые фонари, плетущиеся извозчики. Небо какое-то пыльное, — «от парева», — позевывая, говорит Горкин. Попадается толстый купец на извозчике, во всю пролетку, в ногах у него корзина с яблоками. Горкин кланяется ему почтительно.
— Староста Лощенов с Шаболовки, мясник. Жа-дный, три меры всего. А мы с тобой закупим боле десяти, на всю пятерку.
Вот и Канава, с застоявшейся радужной водою. За ней, над низкими крышами и садами, горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя. А вот и Болото, по низинке, — великая площадь торга, каменные «ряды», дугами. Здесь торгуют железным ломом, ржавыми якорями и цепями, канатами, рогожей, овсом и солью, сушеными снетками, судаками, яблоками... Далеко слышен сладкий и острый дух, золотится везде соломкой. Лежат на земле рогожи, зеленые холмики арбузов, на соломе разноцветные кучки яблока. Голубятся стайками голубки. Куда ни гляди — рогожа да солома.
— Бо-льшой нонче привоз, урожай на яблоки, — говорит Горкин, — поест яблочков Москва наша.
Мы проезжаем по лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина.
— Горкину-Панкратычу! — дергает картузом Крапивкин, с седой бородой, широкий. — А я-то думал — пропал наш козел, а он вон он, седа бородка!
Здороваются за руку. Крапивкин пьет чай на ящике. Медный зеленоватый чайник, толстый стакан граненый. Горкин отказывается вежливо: только пили, — хоть мы и не пили. Крапивкин не уступает: «палка на палку — плохо, а чай на чай — Якиманская, качай!» Горкин усаживается на другом ящике, через щелки которого, в соломке глядятся яблочки. — «С яблочными духами чаек пьем!» — подмигивает Крапивкин и подает мне большую синюю сливу, треснувшую от спелости. Я осторожно ее сосу, а они попивают молча, изредка выдувая слово из блюдечка вместе с паром. Им подают еще чайник, они пьют долго и разговаривают как следует. Называют незнакомые имена, и очень им это интересно. А я сосу уже третью сливу и все осматриваюсь. Между рядками арбузов на соломенных жгутиках-виточках по полочкам, над покатыми ящичками с отборным персиком, с бордовыми щечками под пылью, над розовой, белой и синей сливой, между которыми сели дыньки, висит старый тяжелый образ в серебряном окладе, горит лампадка. Яблоки по всему лабазу, на соломе. От вязкого духа даже душно. А в заднюю дверь лабаза смотрят лошадиные головы — привезли ящики с машины. Наконец подымаются от чая и идут к яблокам. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, — «если глядеть на солнышко, как фонарик!» — вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка.
— Наблюдных-то?.. — показистей тебе надо... — задумывается Крапивкин. — Хозяину потрафить надо?.. Боровок крепонек еще, поповка некрасовита...
— Да ты мне, Ондрей Максимыч, — ласково говорит Горкин, — покрасовитей каких, парадных. Павловку, что ли... или эту, вот как ее?
— Этой не-ту, — смеется Крапивкин, — а и есть, да тебе не съесть! Эй, открой, с Курска которые, за дорогу утомились, очень хороши будут...
— А вот, поманежней будто, — нашаривает в соломе Горкин, — опорт никак?..
— Выше сорт, чем опорт, называется — кампорт!
— Ссыпай меру. Архирейское, прямо... как раз на окропление.
— Глазок-то у тебя!.. В Успенский взяли. Самому протопопу соборному отцу Валентину доставляем, Анфи-теятрову! Проповеди знаменито говорит, слыхал небось?
— Как не слыхать... золотое слово!
Горкин набирает для народа бели и россыпи, мер восемь. Берет и притчу титовки, и апорту для протодьякона, и арбуз сахарный, «каких нет нигде». А я дышу и дышу этим сладким и липким духом. Кажется мне, что от рогожных тюков, с намазанными на них дегтем кривыми знаками, от новых еловых ящиков, от ворохов соломы — пахнет полями и деревней, машиной, шпалами, далекими садами. Вижу и радостные «китайские», щечки и хвостики их из щелок, вспоминаю их горечь-сладость, их сочный треск, и чувствую, как кислит во рту. Оставляем Кривую у лабаза и долго ходим по яблочному рынку. Горкин, поддев руки под казакин, похаживает хозяйчиком, трясет бородкой. Возьмет яблоко, понюхает, подержит, хотя больше не надо нам.
— Павловка, а? мелковата только?..
— Сама она, купец. Крупней не бывает нашей. Три гривенника полмеры.
— Ну что ты мне, слова голова, болясы точишь!.. Что я, не ярославский, что ли? У нас на Волге — гривенник такие.
— С нашей-то Волги версты до-лги! Я сам из-под Кинешмы.
И они начинают разговаривать, называют незнакомые имена, и им это очень интересно. Ловкач-парень выбирает пяток пригожих и сует Горкину в карманы, а мне подает торчком на пальцах самое крупное. Горкин и у него покупает меру.
Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится. Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Иван-Великого. Окна домов блистают нестерпимо, и от этого блеска, кажется, текут золотые речки, плавятся здесь, на площади, в соломе. Все нестерпимо блещет, и в блеске играют яблочки.
Едем полегоньку, с яблоками. Гляжу на яблоки, как подрагивают они от тряски. Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него.
Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.
Приходит Горкин и говорит: «пойдем, сейчас окропление самое начнется». В руках у него красный узелок — «своих». Отец все считает деньги, а мы идем. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою, что подошли из Курска. Кругом на полу корзинки и узелки. Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают «под окропление, поближе». Все суетятся, весело, — совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные», — так говорит мне Горкин. Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны.
Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки... Идут ко кресту. Дьячки и Горкин суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе. Плотники идут наши, знакомые мальчишки, и Горкин пропихивает их — живей проходи, не засть! Они клянчат: «дай яблочка-то еще, Горкин... Мишке три дал!..» Дают и нищим на паперти. Народ редеет. В церкви видны надавленные огрызочки, «сердечки». Горкин стоит у пустых корзин и вытирает платочком шею. Крестится на румяное яблоко, откусывает с хрустом — и морщится:
— С кваском... — говорит он, морщась и скосив глаз, и трясется его бородка. — А приятно, ко времю-то, кропленое...
Вечером он находит меня у досок, на стружках. Я читаю «Священную Историю».
— А ты, небось, ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай... в училищу и впустят. Вот погляди вот!..
Он так покойно смотрит в мои глаза, так по-вечернему светло и золотисто-розовато на дворе от стружек, рогож и теса, так радостно отчего-то мне, что я схватываю охапку стружек, бросаю ее кверху, — и сыплется золотистый, кудрявый дождь. И вдруг, начинает во мне покалывать — от непонятной ли радости, или от яблоков, без счета съеденных в этот день, — начинает покалывать щекотной болью. По мне пробегает дрожь, я принимаюсь безудержно смеяться, прыгать, и с этим смехом бьется во мне желанное, — что в училище меня впустят, непременно впустят!

День Яблочного Спаса, воспетый Б. Пастернаком в пронзительно-пророческом стихотворении «Август» стал днем поминания поэта.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
(Б. Пастернак. Август. Читать всё стихотворение)

В. Никифоров -Волгин. Из рассказа «Яблоки»

Дни лета наливались как яблоки. К Преображению Господню они были созревшими и как бы закругленными. От земли и солнца шел прохладный яблочный дух. В канун Преображения отец принес большой мешок яблок... Чтобы пахло праздником, разложили их по всем столам, подо­конникам и полкам. Семь отборных малиновых боровинок положили под иконы на белый плат, — завтра понесем их святить в церковь. По дере­венской заповеди грех есть яблоки до освящения.
— Вся земля стоит на благословении Господнем, — объясняла мать, — в Вербную субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу — березку, на Илью Пророка — рожь, на Преображение — яблоки и всякий другой плод. Есть особенные, Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мед и всякий другой дар Божий... Грех срывать плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землею и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!
В канун Преображения почти вся детвора города высыпала на базар, к веселым яблочным рядам. Большие возы яблок привозили на пыльных теле­гах из деревень Гдовья, Принаровья, Причудья. Жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясниками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя, и маленькие, что на рож­дественскую елку вешают, —лежали они горками в сене, на рогожках, в соломе, в корзинах, в коробах, ящиках, в пестрядинных деревенских меш­ках, в кадушках и в особых липовых мерках.
Худ. Т. Седова
Утром встали спозарань. На дворе желтела заря — ранница. Она сдувала с крыш последний сон. Зачинающий день все шире и шире раскрывал золотые свои врата, и не успел я насмотреться досыта на восходье, так редко мною виденное, как показалось в этих вратах солнце и зашагало по земле поступью Великого Государя, идущего от Светлой Заутрени. Долго я думал, отчего солнце слилось у меня с шествием Великого Государя, виденного мною на какой-то картине, и не мог додуматься. Отец, вымытый и причесанный, в жилетке поверх ситцевой рубахи и лаки­рованных сапогах ходил по комнате и напевал: «Преобразился еси на горе Христе Боже».
— Преображение... Преображение... — повторял я. Как хорошо и по-песенному ладно подхо­дит это слово к ширящемуся и расцветающему дню. С белым узелком яблок пошли к обедне. Всюду эти узелки, как куличи на Пасху, заняли места в доме Божьем: и на ступеньках амвона, и на особых длинных столах, на подоконниках и даже на полу под иконами. Румяно и простодушно лежали они перед Богом, — вошедшие в силу, напитавшиеся росою, землею и солнышком, готовые пойти теперь на потребу человека и ждущие только Божьего благословения.
Во время пения «Преобразился еси» на амвон вынесли большую корзину с церковными ябло­ками. Над ними читали молитву и окропляли их святою водой. Когда подходили ко кресту, то свя­щенник каждому давал по освященному яблоку. В течение целого дня на улицах слышен был соч­ный яблочный хрустень.
Радостно и мирно завершился солнечный, яб­лочно-круглый день Преображения Господня.

Разыскивая материал на тему я нашла «Сказку про Яблоко». Прочитайте, пожалуйста, внимательно. То ли сказка, то ли притча…

На высоком берегу тихой полноводной реки раскинулся старый яблоневый сад. Весной он представлял собой сказочное зрелище, сплошь усыпанный белоснежными и чуть розоватыми соцветиями. А к концу лета тут и там среди тёмно-зелёной листвы виднелись наливающиеся душистым соком плоды…
На небольшой ветке одного из никем не считанных деревьев, окружённое подобными себе соседями, созревало круглое яблочко. Подставляя солнцу блестящий бочок, оно с радостью наблюдало, как он краснеет и становится всё румянее.
- А ты как было зелёным, так и остаёшься – беззлобно подтрунивало яблочко над своим соседом – и когда ты хоть немного порозовеешь?! – в голосе лукавого фрукта слышалась и забота о незадачливом товарище, и самодовольное чувство превосходства над ним.
«Что ж – размышляло про себя яблоко – не всем дано преуспеть в этой жизни…» – и оно с нескрываемым удовольствием отмечало, что красное пятнышко на его боку стало ещё ярче. Приближался Яблочный Спас. Ася и Танюша выбежали в сад с большой корзиной в руках. «Наберём самых спелых яблок! – щебетали девочки – Отнесём их в церковь и освятим!»
«Вот и настал мой час!» – с торжеством подумало яблочко и снисходительно произнесло, почти не глядя в сторону привычно виднеющейся за ближайшим листом бледной щёчки соседа:
- Прощай, дружище! Не отчаивайся! Может быть, и твоё время когда-нибудь настанет…» – оно хотело сказать что-то ещё, но не успело. Ася приподняла ветку, на которой обитали наши знакомые.
- Смотри, Танюша! – воскликнула девочка – оно совсем красное! Только с северной стороны осталось не закрашенное пятнышко!
«Вот и заметили меня…» - с ликующим замиранием сердца подумало наше яблоко и само потянулось к девочке. Но Ася пронесла руку мимо него и… прикоснулась к бледному бочку его молчаливого товарища. И тут наш бедный дружок застыл в изумлении, наблюдая, как его сосед стал медленно поворачиваться, открывая взору потрясённого фрукта свои залитые ярким румянцем бока.

А стихотворение В.Брюсова «Три яблока» превратилось в «Оду яблоку»:

Три яблока, излюбленных преданьем,
Три символа земного мятежа,
В саду веков, воссозданном сознаньем,
Они горят, под ветром грез дрожа.
Ты, яблоко губительное Евы!
Ты вырвало из глаз эдемский свет,
На нас обрушив божеские гневы, —
Но было то — восстанье на запрет!
Другое — яблоко Вильгельма Теля, —
Свободы весть промчало над землей:
Одной стрелой в родного сына целя,
Стрелок в тиранов метился другой!
А третье — третье яблоко Ньютона;
Оно упало в час своей поры,
И понял ум незыблемость закона,
Что движет землю, небо и миры.
То третье яблоко вернуло рай нам,
Сравняло всех, владыку и раба,
Открыло нам дорогу к вечным тайнам,
Чтоб не страшила больше — и Судьба!

Невозможно перечислить всех писателей, кто не прошел мимо чудесного плода…

Уважаемые читатели! Попытайтесь найти «свое литературное яблоко» и продолжить этот перечень .

Перечень продолжается:
- Носов Е. "Яблочный Спас" добавила Голубева Ольга Николаевна "Блог учителя русского языка и литературы Ольги Николаевны Голубевой ";
- Алигер М. "Яблоки" добавляет Ирина, автор блога "ВО! круг книг" ;
- Набоков В. "И в Божий рай пришедшие с земли" - Агния Книгина
- Вуколов К."Августа сладкие губы..." Стихотворение на блоге И.М.Полещенко "Волшебный фонарик"
- Бунин И. "Старая яблоня " - Агния Книгина "Inter Alia"
-